Национальный олимпийский комитет Республики Беларусь

В середине века христианская церковь противопоставила античному идеалу физически совершенного героя аскета, истязающего свою плоть и творящего молитвы во имя будущей благодати. Однако несмотря на запреты и гонения состязания продолжали проводиться. Рыцарские поединки, сельские игры в праздничные дни, соревнования в ловкости среди ремесленников хоть и не несли систематический характер, но проходили повсеместно. Видно такова сущность человека – стремиться к демонстрации своих физических и волевых качеств, наслаждаться радостью борьбы и мигом победы.

В эпоху Возрождения тело человека и методы развития физических качеств вновь стали предметом научного изучения. Бурное развитие науки и искусства возрождало идеалы античности, стремление к единству духовного и физического совершенствования. Эти идеи легли в основу деятельности педагогов-гуманистов Витторино да Фельтре в Италии, Мишеля де Монтень во Франции, Франциск Бэкона в Англии, Яна Амоса Коменского в Чехии, других педагогов и философов, которые сумели преодолеть религиозные догмы и схоластически взгляды на воспитание.

Однако прошли еще долгие годы пока физическое воспитание приобрело массовый характер. В начале XIX века в Германии, Франции, Швеции возникли гимнастические системы, сыгравшие важную роль в развитии физической культуры. В это же время в Англии получили распространение соревновательные формы физического воспитания, в которых первостепенное значение приобретало не правильность и точность выполнения упражнений, а конечный результат. Это вносило в занятия игровой элемент, свободу личного творчества, азарт борьбы. Для обозначения соревновательных форм физического воспитания был введен термин «спорт» от англ. Disport – развлечение, отдых от труда.

Спортивные соревнования стали особенно популярными в английских учебных заведениях. Ректор колледжа в Регби Томас Арнольд впервые ввел занятия крикетом и футболом в учебную программу определив свой основной педагогический принцип: посредством физических движений и эмоций, связанных с состязательно-игровой деятельностью, можно формировать у молодежи дисциплинированность, организованность и положительные черты личности. Так Томас Арнольд впервые придал спортивно-соревновательной деятельности педагогическую направленность. Опыт по использованию спорта в воспитании молодежи колледжа Регби оказался настолько успешным, что стал образцом для других учебных заведений Англии. А увлечение спортом стало национальной чертой англичан.

Английским опытом заинтересовались и за рубежом. Для изучения постановки воспитания в учебных заведениях отправился в Англию и молодой французский педагог Пьер де Кубертен. Широкое использование игр и соревнований в воспитательных целях произвело на него глубокое впечатление. Последующие поездки в Соединенные Штаты Америки, Швецию, Германию определили его педагогические воззрения. Но ключевое значение приобрело путешествие Кубертена в Грецию, где он посетил недавно открытую Олимпию. «Германия отыскала развалины Олимпии; почему бы, - думал я. – Франции не восстановить ее былую славу? От этого проекта, до менее блестящего, но более практичного и плодотворного о возрождении Олимпийских игр, было уже недалеко; пробил час спортивного интернационализма, призванного сыграть свою роль во всем мире» – так описал свои размышления Пьер де Кубертен.

Следует отметить, что идеи проведения комплексных соревнований, которые бы решали не только спортивные, но и культурные общественно-политические задачи обладали огромной притягательной силой. Поэтому попытки возродить Олимпийские игры предпринимались неоднократно. В Англии с 1604 г. в Бартоне на Хэсе с различными перерывами проходили состязания, получившие название Олимпийских. В Швеции в 1834 г. была создана целая олимпийская ассоциация, которая проводила соревнования. В Греции после освобождения от Турции для укрепления национального духа греков были организованы Олимпийские игры. Однако все эти соревнования и праздники кроме названия имели мало общего с Олимпийскими играми древности, носили искусственный характер и поэтому не сыграли сколько-нибудь серьезной роли в истории спорта.

Совсем другая судьба ждала начинания барона Пьера де Кубертена. Важнейшим условием тому служило международное распространение спорта, усиление культурных и экономических связей между странами и народами.

Определяя тенденции развития спорта, Пьер де Кубертен подчеркивал его противоречивость. Он отмечал: «…появляются виды спорта с новыми характеристиками, они интернациональны и демократичны и, следовательно, соответствуют идеалам и потребностям нашего времени. Но сегодня, как и в прошлом, их влияние может быть и положительным, и отрицательным, это зависит от их использования и направления развития. Спорт может вызывать как наиболее благородные, так и наиболее низменные чувства; он может развивать бескорыстие и алчность; может быть великодушным и продажным, мужественным и ответственным; наконец, он может быть использован, для укрепления мира или подготовки к войне. Благородство чувств, стремление к бескорыстию и великодушию, дух рыцарства, сильная энергия и мир являются основными потребностями современных государств».

Исходя из этого, Кубертен предложил возобновить проведение Олимпийских игр и использовать их для укрепления мира и взаимопонимания между народами, а также для всестороннего и гармонического воспитания молодежи.

Он разработал организационные основы и идейное содержание олимпийского движения современности, объединив их понятием «олимпизм». Эти идеи оказались близкими и понятными во многих странах мира. «Возрождение Олимпийских игр на принципах и условиях, которые соответствовали бы запросам современного общества, - писал Кубертен, сделает возможным встречу представителей всех народов мира каждые четыре года. Мы надеемся, что эти миролюбивые и благородные состязания будут лучшим выражением духа интернационализма».

Впервые с этой инициативой Кубертен выступил в 1892 г. в Сорбоне, на торжественном заседании, посвященном 5-летию Союза Французских атлетических обществ. Заручившись поддержкой во Франции, он стал налаживать контакты со спортивными организациями в других странах. В результате деятельности Пьера де Кубертена международный конгресс, состоявшийся в Париже 16 июня 1894 г. собрал 78 делегатов из 12 стран. Многие спортивные организации сообщили о своей поддержке конгресса. В официальных приглашениях, разосланных перед открытием, этот форум был назван «Конгрессом по возрождению Олимпийских игр».

Конгресс единогласно принял предложение об образовании международного олимпийского комитета для подготовки соревнований. Через два года подготовительная работа была завершена, и 6 апреля 1896 г. в Афинах на восстановленном античном стадионе украшенном государственными флагами в присутствии 80 тысяч зрителей король Георгий объявил Олимпийские игры современности открытыми. Началась новая эпоха в развитии спорта, эпоха, которая поставила выдающихся спортсменов рядом с политическими деятелями, знаменитыми учеными и артистами, а соревнования - с важнейшими международными событиями.

Поделиться: